Первая авиатрисса
Первые самолёты поднимали в воздух летчики-мужчины, но женщинам тоже хотелось летать. Дочь генерал-майора, воспитанница Мариинского института благородных девиц Лидия Зверева ещё девочкой мечтала подняться в воздух. На её долю выпало счастье стать первой русской авиатриссой, как тогда называли лётчиц. Весной 1911 года Лидия Зверева, которой минул 21 год, узнав, что Первое Российское Товарищество Воздухоплавателей открыло на Гатчинском аэродроме частную авиационную школу «Гамаюн», немедленно в неё поступила.
Так в Гатчинской воздухоплавательной школе появилась первая женшина. Её товарищем по школе был знаменитый впоследствии лётчик К. Арцеулов. 30 июля 1911 года Зверева совершила на биплане «Фарман» два первых самостоятельных полёта над гатчинским аэродромом. Полёты продолжались десять минут на высоте сорок метров. А 10 августа на том же аэродроме проходил экзамен первой русской авиатриссы. Было погожее утро. На гатчинском аэродроме собралась комиссия от Императорского Всероссийского клуба. Зверева взлетела на «Фармане», набрала высоту исписала в воздухе зачётные «восьмёрки». Так требовали правила. Посадку совершила точно. Второй полёт, опять с «восьмёрками», закончила ещё удачнее.
Выдержав экзамен, Л. Зверева получила диплом авиатора № 31 от Всероссийского аэроклуба, став, таким образом, первой русской лётчицей. Но такого названия ещё не существовало, и командование приняло решение именовать Лидию Звереву «авиатриссой». После окончания авиационной школы: она выполнила очень сложный перелёт с пассажиром на борте по маршруту «Петербург — Гатчина». Получив диплом, Зверева не раз совершала публичные показательные полёты в Риге, Тифлисе. Лидия Виссарионовна была не только отважным, бесстрашным пилотом, но и конструктором и педагогом лётного дела. Первой из женщин она повторила «петлю Нестерова».
Осенью 1912 года Зверева принялась за постройку аэроплана своей конструкции, с которым собиралась выступать на военном конкурсе 1913 года. «Моя самая большая мечта - создать специальную лётную школу для обучения всех желающих жен шинпилотов», — говорила Зверева на публичных выступлениях. В 1913 году она открыла авиационную школу в Риге, в которую принимала главным образом женщин, решивших посвятить себя авиации. Незадолго до начала первой мировой войны Л. Зверева возвратилась в Петербург и нередко приезжала на Гатчинский аэродром. Первая авиатрисса прожила всего двадцать шесть лет — она умерла в 1916 году, заболев брюшным тифом.
Пример отважной авиатриссы увлёк и других русских женщин. Вскоре дипломы были вручены Евдокии Анатре и петербургской эстрадной певице Любови Александровне Галанчиковой, установившей ми ровой рекорд высоты для женщин — 2400 метров. Она стала первой русской летчицей-испытателем. В октябре 1990 года Международный планетный центр утвердил название «Лидия» для малой планеты № 3322 в честь Лидии Зверевой, первой русской летчицы. На бывшем гатчинском аэродроме, ныне микрорайоне города, одна из улиц названа её именем,
Использованные источники:
Книги:
Большая энциклопедия: в 62-х т. Т. 17. - М.: ТЕРРА, 2006. -
С. 464.
Покорители российского неба: краеведческий словарь / Сост. Е. А. Коренева, Н. Г. Суховеева. - Гатчина, 1995. - С. 16-17.
Статьи из периодических изданий:
Веденеев В. Забытый дебют русских ласточек / В. Веденеев / Чудеса и приключения. - 2005. - №10. - С. 9-10.
Пантелеев А. Первая русская авиатрисса / А. Пантелеев // Гатчинская правда. - 1983. - 3 июля. - С. 3.
Филимонов В. Из племени первопроходцев / В. Филимонов // Гатчинская правда. - 1988. - 17 авг. - С. 3.
Черненко Г. Лидия Зверева - русская авиатрисса: из истории воздухоплавания / Г. Черненко // Костёр. - 2005. - № 7. - С. 24-25