Неофициальный сайт школы №1 города Коммунара.О школе.После войны.

После
         войны

Двухэтажная деревянная, построенная ещё до войны школа, сохранилась, но требовала ремонта. Восстанавливали школу немецкие военнопленные. Внизу школы были расположены учительская, кабинет директора, по восемь классов на каждом этаже. В коридоре проводили линейки, уроки физкультуры.

Отопление в школе было печное (квадратные кирпичные печки) и после уроков учителя с учениками пилили дрова. Но всё равно было холодно и за партами сидели в пальто, валенках и платках. Учителя первые годы в основном жили в школе, но к 1947 году только в одном из классов на втором этаже жили четыре учителя с семьями, отделившись друг от друга занавесками. Первым директором в школе был Собакин Михаил. В 1948 году его сменил учитель русского языка и литературы Лобанов Иван Васильевич.

Следующим директором в 1951 году стал учитель истории
Лавров Александр Павлович, а после него, в 1960 году - Шаго Лидия Александровна, учитель математики. Учителю полагалось два раза в год посетить родителей ученика, поэтому иногда приходилось на санях ездить в Лукаши, Бор. При школе была лошадь, сено для которой заготавливали летом ученики. После уроков учителя часто со школьниками ходили в утятник, который находился на месте совхозных овощехранилищ, расположенных на берегу реки Славянки. Помогали выращивать и кроликов.

На пришкольном участке велась юннатская работа. За успехи в выращивании зерновых и картофеля группа юннатов была награждена поездкой в Москву на ВДНХ в 1954 году. Поехали Бабкина Надя, Палехова Люба, Чикислова Галя и Хропов Толя. Под руководством Зинаиды Фёдоровны Даниловой выращивали кабачки, помидоры, огурцы в открытом грунте.

После Шаго Лидии Александровны директором школы в 1966 году стал учитель истории Редкозубов Михаил Иванович, а его сменил в 1970-ом году тоже учитель истории Ерёгин Евгений Григорьевич, который впоследствии стал первым директором современной школы №1.

С 50-ых годов коммунаровские школьники, начиная с 7 класса, проводили часть летних каникул в комсомольско-молодёжном лагере в деревне Антелево (лагерь работал полтора месяца). Пололи морковь, капусту, свёклу, рассаду в парниках. Закончилась такая помощь совхозу «Красная Славянка» в конце 70-х годов.

Каждое лето совершали походы по ленинским местам на Карельском перешейке, по местам боевой славы в Мге, Кировске, на Невском пяточке. Летом 1957 года, на заработанные на строительстве новой школы деньги, совершили велосипедный поход до Новгорода (5 дней). Была машина «Москвич» и всё снаряжение находилось в ней. За рулём сидел физкультурник Никитюк Григорий Григорьевич, в машине ехала старшая пионервожатая Томилина Эстера Павловна и трое детей. Велосипедов было двенадцать.

Школьная форма появилась в начале 50-х годов. 8, 9 и 10 классы до 1956 года были платные. 75 рублей платили за первое полугодие, затем ещё 75 – за второе. Средняя зарплата рабочего на фабрике как раз была 150 рублей в месяц. В сентябре 1957 года открылась новая школа, расположенная в конце Школьной улицы (ныне здесь распологается гостинично-оздоровительный комплекс «Славянка»).

Старую школу разобрали, а из брёвен построили рядом с новой школой школу фабричной молодёжи с первым в Гатчинском районе спортзалом (это здание занято сейчас спортивной школой). В новой школе учились в две смены (начало уроков в 8 часов, уроки по 45 минут, перемены по 5 минут). Начальные классы находились в школе фабричной молодежи, там же, в правом крыле, расположенном параллельно спортзалу, размещались просторные мастерские для обучения мальчиков столярному и слесарному делу (сейчас снесены).

Рекреация второго этажа новой школы заменяла актовый зал; здесь проводились линейки, концерты, выпускные балы и, конечно же, это было любимое место ребят, чтобы порезвиться на перемене. В конце рекреации суеверный страх навевал кабинет физики, особенно, когда там стал преподавать Роберт Андреевич Местеляйнен. А в начале рекреации, рядом с лестницей находилась не менее таинственная библиотека с огромными портретами.

Зато на первом этаже ничего страшного, кроме кабинета директора не наблюдалось. Наоборот, раздевалка, где можно было сыграть в прятки, кабинет музыки, из которого можно было весной выпрыгнуть в окно и поиграть в казаков-разбойников и, конечно же, тесный, но такой любимый буфет делали первый этаж наиболее привлекательным.

Посёлок рос, детей становилось больше и в начале 70-х годов, когда стали появляться блочные пятиэтажки, было решено построить новую школу.



Записано согласно воспоминаниям учителей               Соколовой Александры Ивановны,
                     Козловой Валентины Ивановны,
                            Ивановой Марии Михайловны.