Школьные годы
В первый класс я пошел в 1946г. в городе Павловске. Школа была деревянной и располагалась на ул. Красные Зори. Мне было уже 10 лет, т. к. во время войны я не учился. Так вот, во время перевода меня в Покровскую сельскую 4-летнюю школу мать упросила директора взять меня во второй класс. Так я за один год одолел два класса. Все предметы давались мне легко, особенно любил историю. Но с русским языком было неважно, часто получал двойки за диктанты.
Наш сосед и друг нашей семьи Романов Иван Иванович, закончив в свое время двухгодичную церковно-приходскую школу, имел знания 4-летней Советской школы. Он то и был моим домашним репетитором. Я приходил после школы к нему домой и мы с его дочкой Любой писали диктанты. Зимой, при керосиновой лампе, возле натопленной круглой печки я с удовольствием занимался русским языком или слушал рассказы (воспоминания) о жизни крестьян в дореволюционной России. Однажды, придя в гости в ватнике, сшитом из солдатской шипели, я неосторожно прислонился к сильно нагретой круглой печке и прожег свою обновку. Был сильно огорчен этим, а от матери получил взбучку.
В эти времена мы были настолько бедны (это был 1948 г.), что не в состоянии были купить школьные тетради. Моя тетя Мария Александровна приносила с работы (с бумажной фабрики «Комсомолец») отходы бумаги, которые я разрезал на листы, сшивал нитками, линовал и получал тетрадь. Костюмы (школьная форма), в которых мы ходили в школу, были из хлопчатобумажной материи, нередко с заплатками. В школе, на переменах, мы просили друг у друга: «Дай откусить». Это означало, что я должен был поделиться куском хлеба, взятого из дома, со школьными товарищами, иначе меня мои одноклассники не будут уважать.
Класс у нас был дружный. Охотно учились, весело играли, встречали праздники, Новый год. Нам мальчишкам-подросткам стали нравиться девочки в школе. У нас в классе были симпатичные девчонки: Надя Кирпиченко, Лида Захарова, Валя Кучина и другие. К тому же они хорошо учились. Три года, проведенные в Покровской сельской школе, закончились. До настоящего времени вспоминаю моих первых учителей: Нину Николаевну, Нину Сергеевну, Марию Александровну, директора школы Иллариона Петровича (фамилии не помню). Хорошие были преподаватели, пусть земля им будет пухом. Стихотворение, которое я учил в первом классе, я помню до сих пор. «Зима». «Белый снег пушистый, в воздухе кружится...»
В пятый класс я пошел в Коммунарскую семилетнюю школу в 1948г. Школа была 2-этажная, деревянная. В это время располагалась она рядом с лагерем, где содержались немецкие пленные (солдаты и офицеры). Они жили в бараках, огороженные колючей проволокой. По углам располагались сторожевые вышки с часовыми. Основным занятием пленных было восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. За 1948-51 гг. ими были заново построены ж/д. вокзалы в Царском Селе г. Пушкин, в г. Павловске, на станции Антропшино.
В поселке «Коммунар» (ныне город) был замечательный клуб-дворец. Он стал оздоровительно-спортивным центром для молодежи не только поселка, но и окружающих деревень. Здесь работали волейбольные, баскетбольные секции, множество др. кружков, очень была сильная секция штангистов. По выходным дням здесь устраивались танцы, на которые приходило много молодежи. В то время танцевали в основном фокстрот, вальс, танго. Но мне больше нравился фокстрот - зажигательный танец: «Мы вели машины, объезжая мины, по путям дорожкам фронтовым.»
Среди немецких пленных были художники, строители, скульпторы, каменщики и мастера других профессий. О качестве их работы свидетельствует вокзал в г. Пушкин. Молодость, где бы не находился человек и в каких бы условиях не жил, всегда, согласно природе, проявляется и требует любви. Так и немецкие пленные и наши девушки, работавшие с ними рядом на стройке, влюблялись, грешили. Затем судьбы их разводили. В 1951 г. большинство немецких пленных были отпущены на родину, в Германию. Часть немецких военнопленных погибла от холода, голода, болезней. Но судьбе угодно было, чтобы спустя 50 лет была раскрыта тайна одной любви.
Один американский кинорежиссер немецкого происхождения оказался в Коммунаре, где он разыскивал своих близких родственников, проживавших здесь во время войны. К нему случайно подошла женщина, жительница поселка Матвеева Г. и поведала о том, что у нее сохранился альбом с рисунками ее возлюбленного - немецкого пленного (он был художником). В этом альбоме сохранился адрес этого художника в Германии. Мало того, оказалось, что этот человек жив, и узнав, что девушка его юности помнит о нем, пригласил Галину к себе в гости в Германию. А режиссер снимает фильм об этой истории.
Я уже упоминал, что мне везло с учителями в школе. Так и в Коммунарской школе были преподаватели, всецело посвятившие свою жизнь и отдававшие все свои знания нам - детям войны. Пройдя через ужасы войны и невзирая на экономические трудности послевоенного периода, мы были озорники и проказники. Однако мы очень уважали своих учителей. Нашим классным руководителем была Палкина Л. Н, по прозвищу «Балла» (так она оценивала наши знания). Так вот, когда она шла по деревне с целью поговорить с некоторыми родителями, то мы оповещали друг друга: «Балла идет», и прятались. Ее боялись и уважали более, чем участкового.
Хотя участковый у нас был старший лейтенант милиции Иван Васильевич Гурков. Он был похож на участкового из фильма про Аниськина. Он знал каждый дом, его обитателей, кто, чем живет. Участковый был смелым человеком и всех хулиганов держал в «ежовых рукавицах». Однажды ночью он один задержал троих воров, пытавшихся украсть огурцы из колхозной теплицы. Однако и участковый был не без греха, любил выпить и женщин. За что его иногда хорошо угощали водочкой и лупили. Участкового уважали за то, что он не «сдавал», а сам чинил расправу.
Моим бывшим одноклассникам, да и мне Коммунарская семилетняя школа дала путевку в жизнь. В 1951 г. я поступил в Ленинградский автотранспортный техникум, расположенный в то время на Мойке, 110. Но в ноябре 1954 г. меня с 4 курса призвали в армию. Я хотел учиться и очень расстроился, даже писал Н. С. Хрущеву, чтобы дали возможность закончить учебу.
Но министром обороны тогда был прославленный маршал Г. К. Жуков, который считал первым делом быть военным, а потом что бог пошлет.