Материалы учителя истории Карсановой Людмилы Сергеевны
Публикация своих наработок в «Методической копилке» нашего сайта - это реальная возможность обмениваться своим опытом с другими педагогами. Надеюсь, что мой скромный вклад в эту "копилку" будет кем-то востребован.
Урок-игра по истории Древнего мира
«Знатоки истории»
I. Блиц-турнир
1. Где устраивали свои первые жилища древнейшие люди? (в пещерах).
2. Из частей тела какого бога по преданию в Древней Индии произошли все группы людей (Брахмы).
3. На берегах какой реки возник Древний Египет? (Нил).
4. Что делали первобытные люди, чтобы боги или духи выполнили его желание?
(делали идолов).
5. Какое животное сало первым домашним животным? (собака).
6. Кого называли земным повелителем в Египте (фараона).
7. Что использовал древний человек для защиты от злых духов? (амулеты).
8. Как иначе называлось государство Месопотамия в Древнем мире? (Двуречье, Вавилония).
9. Царь какого государства в Древнем мире называл себя «Царь царей - великий царь»? (Дарий I , Персия).
10. Для какого вида деятельности была нужна древнему человеку палка-копалка?
(для собирательства).
11. В какой стране Древнего мира жил великий мудрец Конфуций? (Китай).
12. В какой стране был изобретён алфавит? (Финикия).
II. Выбери нужное
(детям предлагаются картинки, относящиеся к той или иной стране, они должны выбрать нужные)
1 команда - Древний Египет
2 команда - Древняя Греция
III. Конкурс капитанов «Веришь ли ты?»
(Участникам задаются вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет»).
- что древний человек выжил благодаря собирательству? (да)
- что бумага впервые появилась в Китае? (да)
- что персы выиграли греко-персидские войны? (нет)
- что Греция омывается морями Средиземного моря? (да)
- что спартанцы любили музыку и литературу? (нет)
- что в Греции выращивали бананы и ананасы? (нет)
- что арабские цифры были изобретены в Индии? (да)
- что стенобитные орудия изобрели люди каменного века? (нет)
IV. Кто больше напишет понятий?
( Участники на листе бумаги за 2 минуты должны написать как можно больше понятий, относящихся к той или иной стране.)
1 команда – Индия (Инд, Ганг, Гималаи, Брахма, касты, вайшьи, кшатрии, брахманы, Будда, рис, хлопчатник, кукуруза).
2 команда – Китай (Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бумага, шёлк, чай, бамбук, Цинь Ши-хуан, Пекин, Цинь, компас).
V. Вспомните откуда к нам пришло это крылатое выражение и объясните, что оно обозначает
1 команда - Разрубить Гордиев узел.
2 команда - Ахиллесова пята.
VI. Эстафета.
(На доске изображена беговая дорожка с понятиями и именами исторических героев, богов Древней Греции)
1 команда: Ареопаг-Елена-Приам-демос-Гомер-Одисея-Геракл-Илион-Олимп-Аттика
2 команда: Парис-Афины-Минотавр-архонт-Солон-Итака-Илиада-Тесей–Крит-Аид-Ахиллес
Правила: участник команды бросает кубик и «пробегает» столько участков, сколько указано на выпавшей стороне кубика. При неправильном ответе или его отсутствии игрок остаётся на прежнем участке.
VII. Театр.
(Учащиеся должны определить название произведения и подумать какой вид представления по этому отрывку разыграли бы в древнегреческом театре, а затем разыграть инсценировку отрывка.)
1 команда –
Громкие вопли услышав, отовсюду сбежались циклопы:
«Кто же тебя, Полифем, здесь обманом иль силою губит?!»
Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким
Рёвом: «Никто!..» В сердцах закричали циклопы:
«Если никто, для чего же один так ревёшь ты?..»
2 команда -
Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга…
Стиснула руку, и словно сказала, и так говорила:
«Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне,
Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою - супругу!»
Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:
«Я бы стыдился троянцев и длинноодёжных троянок,
Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»