Школа №1 города Коммунара. Н.Г. Суховеева «Впервые в Гатчине». Первые полёты.

Первые полёты

В октябре 1909 года Императорский Всероссийский аэроклуб пригласил французского авиатора Жоржа Леганье совершить в Гатчине первый показательный полёт чуда XX века — аэроплана. Полёт состоялся на военном поле Кирасирского полка. Гатчина стала одним из немногих городов, где человек поднялся в небо на аппарате тяжелее воздуха. Летательный аппарат основателя французского самолётостроения Габриэля Вуазена по внешнему виду был мало похож на современный самолёт.

Демонстрационный полёт Жоржа Леганье вызвал необычайный интерес среди гатчинцев и петербуржцев. В Гатчину прибыли офицеры воздухоплавательного парка и много офицеров других частей, членов Всероссийского аэроклуба. На аэродроме в ожидании полёта собралось огромное количество публики. Жоржем Леганье было сделано несколько попыток подняться в воздух. Сначала взлёты были весьма кратковременными и продолжались от 5 до 15 секунд. Аппарат то поднимался, то снова, катился колёсами по земле. Наконец аэроплан достиг высоты в 7 метров и продержался в воздухе около полуминуты. В последнем в этот день полёте, который продолжался более 1 минуты, Леганье сделал два удачных поворота. По окончании полётов французский авиатор получил от Всероссийского аэроклуба удостоверение о полёте общей продолжительностью в 4,5 минуте на высоте 6-7 метров.

Жорж Селистин Леганье (1882-1914)
Работал механиком. В 1909 году окончил авиационную школу и стал выступать с демонстрационными полётами, разъезжая по разным странам. В августе 1909 года летал в Варшаве, в сентябре - в Москве, а в октябре приехал в Гатчину, Он установил несколько рекордов - наивысшее достижение - 6150 метров. Леганье первым в мире продемонстрировал сложный и опасный трюк - «задний ход на аэроплане», ныне эта фигура в высшем пилотировании называется «скольжением на хвост». Жизнь талантливого авиатора, положившего начало полётам на Гатчинском военном поле, оборвалась трагически. На показательных выступлениях в г. Семюр (Франция) 23 июня 1914 года Леганье, намериваясь проделать «мёртвую петлю», ввёл аэроплан в крутое «пике», но выйти, из него не смог и упал в реку.

Использованные источники:
Книги:
Кислов В. Старая Гатчина: летопись и очерки медицинской жизни: Часть пятая. 1905-191,1 / В. Кислов - Гатчина, 2008. - С. 44-46.
Статьи из периодических изданий:
Николаев В. И. В память о первом полёте в Гатчине / В. И. Николаев // Гатчинская правда. - 2009. - 15 нояб. - С. 13.
Николаев В. Л. Первые полёты в Гатчине/ В. И. Николаев // Гатчинская правда. - 1995.- 21 ОКТ.- С.4.
Николаев. В. И. Первые полёты в Гатчине / В. И. Николаев. // Гатчинская правда. - 1998. - 23сент. - С. 4.