Неофициальный сайт школы №1 города Коммунара. В.А.Лазарев «Малая родина». Семья.

Семья

В 1960 г. я познакомился с моей будущей женой - Таисией Петровной, что проживала в соседней деревне Покровское. Знакомство оказалось судьбоносным. Сыграли скромную свадьбу, а в 1961 г. у нас родилась дочь Галина. Я перестал пить, поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт и продолжал работать в автопарке механиком. Однако перед самой первой сессией, в канун Нового года, я прочел приказ об отчислении меня из института за нарушение паспортного режима.

Пришлось уволиться с работы и перевестись на дневное отделение. Первые два курса я одолевал науку на дневном отделении, а ночью подрабатывал. Нужно было кормить семью. В 1966 г. я окончил сельскохозяйственный институт и перевелся из автопарка работать в Главное управление автомобильного транспорта. Здесь у меня состоялась карьера чиновника. Меня заметило начальство, и я был выдвинут вначале на должность старшего инженера, а затем - начальника областных и сельскохозяйственных перевозок. В 1968 г. меня выдвинули депутатом Куйбышевского района г. Ленинграда.

Для меня это была большая честь. Я, сын пастуха, стал занимать общественное положение и общаться с элитой города, вплоть до секретарей райкомов и даже обкома партии. Я старался оправдать доверие. После основной работы занимался общественными делами. Вел прием граждан, пытался помочь в решении их проблем, в основном жилищно-бытового характера. Несколько раз пришлось благословлять молодоженов во Дворце бракосочетания, что на Английской набережной, в качестве представителя Ленгорсовета.

Первый раз жутко волновался, наверное, больше чем молодожены. Ведь каждой паре молодоженов надо было пожелать что-то особенное, индивидуальное. Моряку - 7 футов под килем, студенту - стать академиком и т. п. Часто церемония бракосочетания затягивалась до позднего вечера. Молодые, как правило, приглашали за свадебный стол, но я отказывался. Приходилось бывать и на «серебряных» и даже «золотых» свадьбах, но при этой церемонии юбиляры слушали поздравления сидя.

Помню один случай на «золотой» свадьбе. Заслуженный хирург, не помню фамилии, во времена блокады Ленинграда спас много раненых бойцов. От его бывших коллег в его адрес было много комплиментов, а о жене ни гугу. Так у последней стало портится настроение. Тогда слово взяла директор Дворца бракосочетаний. Она отметила, что муж никогда не достиг бы таких результатов, не будь рядом его любимой жены. Все были довольны этим уточнением.

За все шесть лет депутатской работы меня окружали замечательные люди, общественники, ленинградцы с активной жизненной позицией, от которых я многому научился. Не могу не вспомнить замечательного человека, нашего общего наставника, большого организатора, начальника Отдела городских перевозок Сухотина Макса Давидовича. Не имея высшего образования, впрочем он в нем и не нуждался, Сухотин обеспечивал грузовые автомобильные перевозки такого города, как Ленинград. И все проблемы решал грамотно.

Мой друг Рыбаков Григорий Михайлович был одним из молодых руководителей. Везде, куда бы его ни направляло руководство Глававтотранса; заместителем начальника управления Ленторгтранса, Ленстройтранса, начальником материально-технического снабжения управления, заместителем начальника Глававторемстроя, везде он успешно справлялся с работой. И человек он был настоящий. Руководил он тысячным коллективом, не прибегая к силовым методам.

Несмотря на то, что я занимал высокую по тем временам должность, заработная плата была невысокой. В пределах 200 рублей в месяц. После окончания института я постоянно подрабатывал на студентах, ведя раздел «дипломное проектирование» в автотранспортном техникуме. Студенты-дипломники попадались разные. Были хорошо подготовленные в теоретическом и практическом плане. Но были и «Митрофанушки». Руководителем по этой работе был талантливый педагог - зав. кафедрой «грузовые перевозки» Моржецкий Владимир Викторович. Хороший был человек - царствие ему небесное.

Помимо материальных благ я испытывал и моральное удовлетворение, поскольку не только обучал, но и получал знания от самих студентов. В связи с тем, что по наследству мне достались крестьянские гены, я с удовольствием занимался организацией сельскохозяйственных перевозок, как урожая, так и доставки на поля торфа и других химических удобрений. Ежегодно бывал в командировках в Оренбургской, Курской областях и в Белоруссии, где большой отряд ленинградских автомобилистов оказывал помощь хлеборобам и свекловодам в транспортировке урожая в закрома Родины.

Коллектив нашего отдела совместно с Северо-Западным институтом сельского хозяйства (г. Пушкин) занимался разработкой передовых методов организации перевозок. Это, прежде всего, взаимодействие специальных контейнеров для перевозки овощей и картофеля с полей совхозов и колхозов Ленинградской области. Внедрение этого метода повлекло создание накопительных площадок на гравийной основе, на краю полей. С помощью волокуш (железных листов, на которых располагались контейнеры) трактора по мере заполнения тары подтягивались к накопительным площадкам.

Благодаря такой технологии автомобили не тянулись за тракторами по грязи, а овощи увозились водителями непосредственно с накопительных площадок, где погрузка контейнеров осуществлялась механизированно с помощью автокранов. В итоге сохранялся автотранспорт, а самое главное - возрастала производительность в несколько раз. За этот метод перевозок овощей наш коллектив был награжден на ВДНХ бронзовой медалью. Материалы этих разработок послужили мне темой диссертации, т. к. я поступил в заочную аспирантуру Ленинградского сельскохозяйственного института.

Моим руководителем был назначен Фраер Семен Владимирович - зав. кафедрой экономики ЛСХИ. Это был выдающийся ученый, хороший организатор. Да и просто хороший человек. Мне довелось в составе делегации аспирантов и сотрудников этой кафедры под руководством Фраера С. В. побывать в странах Прибалтики в Латвии, Литве и Эстонии по обмену опытом ведения сельского хозяйства. Запомнился один эпизод этой поездки. Дело было под г. Тарту, где расположен был институт-совхоз. Когда мы подъехали на автобусе, нас встречали с цветами. Естественно, мы были удивлены таким почетом и гостеприимством. Но когда автобус остановился и встречающие узнали, кто мы, последовал приказ нам срочно удалиться. Но наш руководитель Фраер заявил, что уедет только в сопровождении ректора института или в крайнем случае его заместителя, так как мы выполняли задание Первого секретаря Ленинградского обкома партии товарища Романова Г. В.

В наше распоряжение был доставлен проректор института, который и ознакомил нас с передовыми методами ведения сельского хозяйства (кормлением животных, удалением навоза, сушкой травы в специальных сараях и т. п.), оказывается в этот период должен был приехать министр сельского хозяйства СССР Полянский со своею свитой. Нас первоначально и приняли за эту правительственную делегацию.

В 1977 г. меня перевели работать в проектно-технологическое бюро Главминтранса. В его задачу входило проектирование авторалей, нестандартного оборудования, минимизации транспортных процессов. Специалисты были подобраны грамотные, коллектив был дружный и работоспособный. Среди них инженер-технолог Гресин И. А, зав. сектором междугородних перевозок Шарипов У. Г., начальник конструкторских отделов Комаров С.И., Равич Е. Л., зам. начальника отдела грузовых перевозок Мовсесян С. Л. и др.

В 1979 г. мне было сделано предложение перейти в аппарат областного народного контроля, но я отказался. В ЛПТБ я проработал до 1991 г. В 1991 г. я перешел на работу в качестве ведущего инженера в ЗАО «Лето», в котором проработал до 2004 г. Объединение «Лето» возникло на базе многопрофильного совхоза «Ленинградский» решением Правительства СССР в 1968 г. Началось строительство тепличных комбинатов для обеспечения населения Ленинграда и области томатами и огурцами на круглогодичной основе.

Производство по выращиванию овощей закрытого грунта началось со строительства 10 комбинатов (бригад) на территории 54 га. Переход на производство овощей на промышленной основе сопровождался большими трудностями и материальными затратами. Каждая бригада представляла собой площадь в 6 га под стеклом, обеспеченных инженерными коммуникациями (тело, свет, газ). Но главное - надо было подготовить квалифицированные кадры под новую технологию выращивания ведущих культур - огурцов и томатов. Дефицит кадров восполнялся притоком рабочих из других регионов России и прежде всего с Поволжья, Чувашии и Мордовии.

Кадры необходимо было обеспечить жильем и обучить. Труд рабочих на начальном этапе производства овощей был ручным, а следовательно малоэффективным. В качестве субстрата использовался навоз, в качестве тары ящики. Преобладал ручной труд. Особенно трудным был летний период, который сопровождался высокой температурой и большой влажностью. Модернизация началась с отказа от применения в качестве основного субстрата навоза и замена его смесью опилок и торфа. Транспортировка и уход стал осуществляться с помощью спецтележки, двигающейся по теплотрубам. Затем был завершен переход от ящиковой тары на пластмассовую, весом (брутто) до 10 кг, с применением электропогрузчиков при транспортировке овощей на склад.

Большое внимание было уделено решению социальных вопросов. Это и строительство 2 столовых и медпункта, и 2 детских садиков, и многое другое, включая комнаты отдыха и санитарно-бытовые помещения непосредственно в бригадах. С высоты своего возраста можно подвести итоги своей жизни. Выполнены основные заповеди библии: построил дом, вырастил дочь Галину, сына Вадима, помогаю растить внуков Вику и Сергея. Вырастил сад, одних яблонь более 10 штук. Ну а что впереди - то, что бог даст.

Но одно могу сказать, что мне повезло с женой Таисеей Петровной (девичья фамилия Коломенская), в радости и в горе я постоянно чувствовал её заботу и поддержку. В этом году у нас юбилей, 50 лет совместной жизни. Ей было порой нелегко со мной. У меня взрывной характер, и иногда ей попадало от меня под «горячую» руку. Но мы никогда надолго не ссорились, быстро мирились. Инициатива «мировой» всегда исходила от меня, но я благодарен ей за то, что она вырастила мне двоих детей. Я всегда был ухожен (обут, одет, а по праздникам слегка пьян).

Сейчас она воспитывает внука Сергея. Я вижу, как много сил отдает она ему - водит в школу, помогает готовить уроки, кормит и поит. Жена никогда не жаловалась на жизнь. Всегда энергична и приветлива. Она много работает по хозяйству.