Школа №1 города Коммунара. Музей. Образование Ингерманландии.

Образование Ингерманландии

Данные новгородских писцовых книг подтверждают, что к исходу XV в. территория Водской пятины в основном была заселена, несмотря на многочисленные войны. Именно в этот период здесь сложилась устойчивая система поселении — основа их современной сети. Большинство историков сходятся в том, что с 1470-х до начала 1570-х гг. в землях Водской пятины происходил рост населения и сельскохозяйственного производства. Число образовавшихся здесь населенных пунктов было максимальным за всю историю региона; правда, почти все эти поселения имели один-три двора.

Но писцовые книги 1571 и 1573 гг. рисуют здесь же картину ужасающего запустения. Именно с опричного разгрома 1570-х гг. можно говорить о запустении как таковом; например, в Ореховецком уезде «процент пустоты» земель в начале 1570-х гг. составлял 71,6%. Военные действия 80-х годов значительно усилили запустение — так в том же Ореховецком уезде сохранилась лишь пятая часть существовавших ранее поселений. Однако беды Ижорской земли как и всей России на этом не закончились.

Со смертью Федора Ивановича прервалась царская династия Рюриковичей, после чего в разоренной войнами и опричниной стране начинается эпоха «смутного времени», когда борьба за престол перемежается с восстаниями доведенных до нищеты и отчаяния крестьян и посадских людей и с вторжениями из соседних государств Речи Посполитой и Шведского королевства, стремившихся посадить на русский престол своих ставленников и добиться отторжения некоторых русских земель.

Воспользовавшись трудностями России, Карл IX шведский предложил Василию Шуйскому военную помощь, в оплату за которую Швеция должна была получить Карелию и Ижорскую землю. В 1609 году в Выборге был подписан секретный договор, закрепивший эти планы. А в 1610 году, после поражения русско - шведских войск при Клушино, шведы прекратив помощь, захватывают ижорские и карельские города, добравшись в конце концов и до Новгорода. Ослабленная Россия не могла продолжать войну и пошла на заключение в 1617 году Столбовского мира, по которому Ижорская, Водская и Карельская земли отошли к Швеции, войдя в состав провинции Ингерманландии.

Через год после заключения Столбовского мира шведское правительство передало входившие в состав Ингерманландии Нотеборгский и Кексгольмский уезды ( лены ) в аренду полководцу Якобу де ла Гарди — сначала на 6 лет, а затем еще на 4 года. Однако оно заранее планировало последующую раздачу этих земель новым владельцам. Одним из них стал К.К.Юлленъельм, который уже в 1622г. получил 241 обжу в Ижорском и частично в Спасском погосте.

Карл - Карлсон Юлленъельм играл важнейшую роль в разработке и проведении в жизнь политики устройства новой шведской провинции. Король Густав П Адольф имел в этом отношении самые обширные планы: предполагалось вновь заселить опустевший в результате военных действий край, построить здесь новые города, развивать хозяйство и торговлю. В своих будущих владениях, расположенных вдоль Невы, Славянки и Ижоры, Юлленъельм предполагал построить небольшой городок «для ремесленников», поселить крестьян и поставить несколько усадеб. В Славянской волости первоначально предполагалось устроить скотный двор: конюх Юлленъельма уже завел там хозяйство, не дожидаясь официального отвода земли. В 1620 г. Юлленъельм оставил свой пост и вернулся в Швецию. Однако его проект начал реализовываться в 1624 или 1630 г., когда истекли сроки арендного контракта Я. де ла Гарди.

В документах 1651 г. упоминается три принадлежавших потомкам Юлленъельма усадьбы: Карлберг, Риббенгсхольм и Гудилов. К первой, самой крупной, было приписано 82 крестьянских двора. Господский дом и лютеранский приходской центр появились в Карлберге в первой половине ХVII века. Во второй половине ХVII в. усадьба принадлежала наследникам «покойного высокорожденного Севеда Риббинга», который был тестем Юлленъельма, руководителем налоговой службы Швеции. Земли фамилии Риббинг охватывали обширную территорию в междуречье Славянки и Ижоры, вдоль которых и распологались приписанные к Карлбергу деревни и хутора. Входившие в состав имения деревни по ингерманландским масштабам были достаточно большими — 3-5 дворов.

Населяли их исключительно шведские крестьяне (Мартин Ёрансон, Олоф Андерсон и др.). Здесь имелось и несколько хуторов, из которых следует обратить внимание на находившийся близ усадьбы хутор Андреовцына (сейчас здесь проходит улица Антропшинская), где жил некий Борге Матсон. При въезде в имение, у большой дороги, соединявшей Карлберг с мызами Сарис, Антола, Мойсина и Хатчина, стояли два кабака. Господский дом стоял на холме, над долиной Славянки, в районе ныне действующей православной церкви святой Екатерины.






































1. Господский дом Карлберг    2. Кирха прихода Славянка
3. Пасторат Славянка    4. Деревня Пязула (Пязелево)
5. Хутора    6. Кабаки
А. Дворец в Царской Славянке
Б. Церковь Св. Екатерины    В. Лютеранская церковь
Судя по изображению на шведском плане, дом был полутораэтажным (включая высокий цоколь без окон — возможно, сделанный таким в целях обороны), с главным фасадом, завершенным крутым щипцом, с подобными же щипцами на торцах. Кровлю венчали две дымовые трубы и три флюгера. В трехстах метрах к северо-востоку от господского дома, также на краю речного обрыва, распологалась кирха-базилика с высокой колокольней.

Община Славянка (Венйоки) основанная в 1641 году, являлась самым большим лютеранским приходом, в Ингерманландии. Как свидетельствуют шведские планы, помимо кирхи приходской центр включал пасторат. Он был расположен в километре к северу, на левом берегу реки Поповки, на землях, которыми владел Петер Шернкранц. Западнее, у устья этой реки находилась принадлежавшая ему же деревня Пязула (ныне Пязелево). Глядя на шведскую карту, мы видим, что в названиях новых поселений и старых деревень появляется формат —ла или -ля, стоящий в конце географического названия.

Форманты —ла или —ля являются характерным признаком обозначения селения на прибалтийско-финских языках. Связано это с массовым появлением на территории нашего края финских переселенцев в ХVII веке. Ингерманландия привлекала безземельных финских крестьян не только свободными землями, но и тем, что жители завоёванной провинции освобождались центральной властью от несения военной службы. Положение же оставшегося коренного местного населения становилось всё более трудным, ибо оно было задавлено, с одной стороны, всё возраставшим налоговым прессом, а с другой - усиливавшейся угрозой насильственного обращения в лютеранство. Исход православных крестьян в Россию лишь способствовал переселенческим процессам, поскольку предоставлял финнам новые пустующие земли. В итоге, в результате первой миграционной волны, к 1640 г. финское население достигло 7 тыс. человек, составив 30% всех тогдашних жителей Ингерманландии.

Второе массовое переселение из Финляндии наблюдалось после русско-шведской войны 1656-1658 гг., во время которой Ингерманландия вновь стала ареной военных действий и была подвергнута опустошению: в жерновах войны погибло около трети местного населения. Многие, оказав поддержку русским войскам, вынуждены были бежать в Россию после того, как последним изменило военное счастье. На опустошенные земли вновь прибыли переселенцы из Финляндии. К началу 1660-х гг. доля финнов равнялась 40% всего населения, а к концу столетия этот показатель вырос до 70%. Более всего финнов обосновалось в Ореховецком лене к которому и были приписаны окружающие нас деревни, они составляли здесь до 92% всех жителей.





Историческая справка

Приход Венйоки основан в 1641 году во время шведского владычества. Вначале приход имел две часовни в Лиссила и Инкере. Первая деревянная церковь построена в 1803 году. Каменная церковь, рассчитанная на 1100 сидячих мест построена в 1885 году. В 1903 году неподалеку от церкви прошел общеингерманландский песенный праздник. 19 сентября 1937 года прошло последнее богослужение, после которого церковь была закрыта. Последний ее пастор Пекка Бракс был арестован и расстрелян в Левашовской пустоши. С послевоенного времени в церкви находится лаборатория ВИР. Уже в 1970-е годы было варварски разрушено кладбище у стен церкви. В 1977 году был зарегистрирован Пушкинский приход, заменивший приход Венйоки. Богослужения с тех пор проходят в здании бывшей немецкой лютеранской церкви в центре Пушкина, переданной приходу. До 1990 года Пушкинский приход был единственным в Ингерманландии. После учреждения в 1988 году Общества ингерманландских финнов "Инкерин Лиитто" многие жители Пушкина и окрестностей участвовали в работе Колпинской организации. 23 декабря 1998 года была учреждена собственная Пушкинская (Венйокская) организация ИЛ. С октября 1999 года действует детский клуб Венйоки, благодаря которому дети могут прикоснуться к национальной культуре, сделать первые шаги в финском языке. Клуб действует на базе подросткового клуба "Юность" (Пушкин, ул. Широкая,16). Коллектив активно участвует в работе клуба, выступая на различных детских праздниках и фестивалях, проходящих в Пушкине. В апреле 2001 года в качестве утвержден проект герба Венйокской организации ИЛ и детского клуба, подготовленный художниками-геральдистами Владимиром Зерновым и Александром Гуриновым. Синие полосы символизируют реки Славянка и Ижора, текущие около Пязелева почти параллельно. Цветком обозначно место церкви прихода Венйоки. 3 февраля 2002 года в пушкинском краеведческом музее открыта постоянная экспозиция, посвященная ингерманландским финнам. Инициатором выступила Лидия Орлова (Хяркинен). Материалы экспозиции предоставлены членами Венйокской организации.
Председатель Андрей Пюккенен 465-23-77.
Руководитель детского клуба Дарья Пюккенен 465-23-77.

Использовались электронные ресурсы и литература:

1.История Historia
venjoki.boom.ru/photoalbum.html
2.Карта Ингерманландии 1727
www.nlr.ru:8101/exib/holland/p10.html
3.ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГА. Карта Ингерманландии. 16xx г.
around.spb.ru/maps/ingermanland/16xx/inger16xx.php
4.Сборник статей "Шведы на берегах Невы"