Неофициальный сайт школы №1 города Коммунара. Творчество. Через реки, горы и долины.

Через реки, горы и долины

Путешествие по родному краю - прекрасная возможность познакомиться с его историей и географией, расширить рамки пространства и времени. Правда, современному человеку редко удаётся путешествовать: то времени не хватает, то денег, а чаще того и другого вместе.

И поездки мы склонны воспринимать как неприятную необходимость, как досадную невозможность по щучьему веленью легко и быстро перенестись из точки А в точку Б. Что поделаешь, век таков. Он придумал своё уникально-виртуальное путешествие - по сети Интернет. А вот наши предки не были столь быстры и нетерпеливы и умели получать удовольствие, передвигаясь неспешно по своим ли, по казенным ли надобностям или путешествуя осознанно.

В средние века и позже на Руси был распространен такой вид путешествия, как паломничество - посещение святых мест. Шли странники и к мощам в Киев, и к Афонским монахам, и в скиты к старцам-пустынникам. Отпускали даже крепостных крестьян помещики для посещения христианских святынь. Выходили обычно летом, во время между посевной и уборочной страдой. Шли пешком, с котомкой за плечами, с дорожным посохом, останавливаясь в деревнях у добрых людей, довольствуясь порой куском хлеба да горстью воды из родника. Такие странники, калики перехожие, переносили вести, наблюдали за природой, сочиняли на досуге при долгой думе сказания и песни. Поэтичность, доверчивость, широта русской души - не от тех ли созерцателей-путешественников?

Позже, в послепетровскую эпоху, покидали насиженные места более часто и охотно. Свидетельствует об этом, например, постоялый двор, стоявший, если верить карте 1866 года, на месте нынешних погребов под Гайколовом. Богатые и любознательные люди полюбили заграничные поездки через открывшееся «окно в Европу». Вот эти-то путешествия, пожалуй, и остались доныне наиболее привлекательными (не сказать, опять же, доступными) для многих россиян.

Я же хочу, уважаемые коммунарцы, предложить вам, пока мысленно, воспользоваться для путешествия простым и доступным средством: руслом реки Ижоры. Прекрасный маршрут, не правда ли? Только представьте: как заманчиво и романтично сколотить плот, спустить его на воду и плыть по течению, поглядывая на берега родной реки, отражаясь в зеркале вод, отдавшись летнему ветру и солнцу! Стоп, стоп, стоп! Это серьёзное путешествие, и к нему, несомненно, следует подготовиться заранее.

Прежде всего интересно будет узнать, что по воззрениям древних славян движение по течению реки к ее устью - это движение от мира живых в сторону мира мертвых. В древности прибрежные жители отпускали по течению все предметы, связанные с погребальным обрядом. Обветшалые иконы тоже, бывало, плыли вниз. Течение реки - это символ жизненного пути человека, поэтому, наверно, так завораживает вода всякого, кто пристально смотрит в нее.

Наивные верования предков держатся разве что в нашем подсознании, поэтому - вперед! Хорошо бы заглянуть к истоку реки. Земли здесь, у деревни Скворицы, распаханы и осушены. Ни ограды, ни памятного знака, что тут начинается река. Птицефабрика сбрасывает в беззащитный еще ручеек сточные воды, значит, в наше путешествие можно не брать удочки, а вот резервуары с питьевой водой надо взять непременно.

Любопытно отдаться на волю волн, но бывалый путник обычно интересуется маршрутом заранее. И узнаёт: длина Ижоры около 8О километров, ширина у села Ям-Ижора 29 метров, при устье - 50 метров, глубина - от 1 до 3 метров. Дно большей частью каменистое. Возвышенные берега прежде были лесисты, ныне же лес истреблен: по нашей реке его сплавляли на строительство Петербурга вплоть до конца 19-го века, хотя еще в 1701 году указом Петра было запрещено вырубать лес в 30-километровой зоне по судоходным и сплавным рекам.

Некоторые ученые называют вырубание лесов причиной обмеления малых рек в последние столетия. Ведь история говорит о том, что в 14 - 15 веках по Ижоре и ее соседке Славянке ходили торговые суда и даже поднимались далеко вверх по их течению. Сегодня об этом чудесном прошлом Славянки напоминают ростры (носы кораблей) на обелиске в честь основания Павловска, установленном на берегу возле впадения в неё Тызвы. Однако версия о таком влиянии спорна, да и речные суда в средние века были невелики, а ходить они могли по высокой воде весной.

Где же мы спустим на воду наш плот? Если ниже шлюзов бумажных фабрик, значит, меньше трудов: не волочить по земле довольно тяжелое сооружение. И до Ижорских заводов в г. Колпино мы можем вполне благополучно и приятно путешествовать: разведя костерок в железном тазу, аппетитно подкоптить сосиски, попивать чаек, не забывая при этом справляться с довольно быстрым течением Ижоры (шесты мы заготовили заранее).

Возможно, на пути встретятся следы плотин пильных мельниц и кирпичных заводов. Эти утраченные ныне предприятия десятками возникали на Ижоре в Петровское время. А самую первую в наших краях промышленную плотину распорядился построить в 1710 году князь А.Д.Меньшиков, и с 1729 года Ижора трудится на завод, кторый изначально производил якоря и медные листы. Река разлилась здесь вверх до села Ям-Ижора, ширина возникшего водохранилища достигает 400 метров. Это одно из 18 крупных водохранилищ в Ленинградской области. Их общая площадь -210 квадратных километров.

Вот катер обогнал наш тихоходный плот, вот лодка неспешно плывет. А раньше здесь ходили даже небольшие пароходы. Остановимся мы в устье реки на том месте, где древние славяне перегружали поклажу с морских кораблей на речные ладьи или наоборот: мы приплыли к остановке на торговом пути «из варяг в греки», совершив увлекательное путешествие от истока до устья родной реки.

газета "Комминфо", №11(84) от 18 марта 2000 года
                                 Гревцова Надежда Александровна
                                  Кордочкин Андрей Павлович